О претензиях замолвите слово.

Как правило в договорах можно увидеть раздел «Разрешение споров». В нем может быть пункт о том, что все споры подлежат обязательному досудебному урегулированию, а если стороны не смогли договориться, то спор передается на рассмотрение суда. Формулировка может незначительно отличаться, однако суть остается: прежде, чем идти в суд, нужно провести предварительную юридическую работу.

Несоблюдение этого положения может привести к неприятным последствиям для стороны, которая обращается в суд. Известны прецеденты, когда суд отказывал в удовлетворении иска на том основании, что не была проведена предусмотренная договором процедура досудебного разрешения конфликта. В этой ситуации судебный сбор и расходы на правовую помощь не взыскивались с должника.

Что представляет собой досудебное урегулирование?

По сути это не что иное, как переговоры по факту нарушения. Учитывая специфику рассмотрения дела хозяйственным судом, нужно заранее позаботиться о документальном подтверждении таких переговоров. Самый простой способ начать процедуру – подача претензии.

Необходимо отметить, что если договором не предусмотрена обязательная процедура досудебного урегулирования, то сторона может обратиться в суд и без направления претензии.

Плюсом подачи претензии является отсутствие необходимости оплачивать немалый судебный сбор, есть надежда на то, что нарушитель договора удовлетворит претензию и выполнит свои обязательства в кратчайшие сроки. Минус — если нарушитель не намерен выполнить договор, то подача претензии лишь оттянет момент обращения в суд.

Требования к претензии, порядок ее подачи, сроки ответа описаны в статье 222 Хозяйственного кодекса Украины.

В претензии обязательно должны быть включены полное наименование нарушителя, дата и номер, описание обстоятельств и их доказательства, расчеты сумм, платежные реквизиты, приложения.

Претензия направляется нарушителю заказным или ценным письмом, а также может быть вручена под расписку.

С момента ее получения у нарушителя есть один месяц для ее рассмотрения. Если претензия объективная и требования законные, то сторона должна выполнить эти требования. В противном случае по результатам рассмотрения составляется ответ на претензию. Порядок его направления аналогичен порядку подачи претензии.

Нельзя игнорировать претензии контрагентов. Это может привести к неприятным финансовым последствиям, даже если правда на вашей стороне. Проиллюстрирую такие последствия на примере.

Сторона А направила стороне В претензию. Сторона В посчитала претензию полностью необоснованной и решила не отвечать на нее. Сторона А не дождалась ответа и подала иск в суд. Суд отказал стороне А в удовлетворении иска, однако судебный сбор возложил на сторону В.

Почему так произошло? Дело в том, что статьей 49 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что если спор возник вследствие неправильных действий стороны, хозяйственный суд имеет право возложить на нее судебный сбор независимо от результата решения спора.

На это также обращает внимание Высший хозяйственный суд Украины в своем письме от 07.04.2008: «Необходимо учитывать, что согласно части 8 статьи 222 Хозяйственного кодекса Украины получатель претензии должен уведомить заявитель о результатах рассмотрения претензии. Срок рассмотрения претензии установлен частью 6 статьи 222 Хозяйственного кодекса Украины. Поэтому, если хозяйственный суд при рассмотрении дела придет к выводу, что спор возник вследствие неправильный действий стороны, которая не предоставила ответа на претензию, хозяйственный суд имеет право возложить на нее судебный сбор независимо от результатов разрешения спора на основании части 2 статьи 49 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.»

Подводя итог, хочу еще раз акцентировать внимание на необходимости соблюдения юридических процедур при подаче и ответе на претензию.

В нашей практике были случаи, когда наши клиенты получали претензии, оформленные не по правилам, предусмотренным законом. Это давало возможность готовить не ответ на претензию, а отказ в рассмотрении претензии на основании не соответствующих закону формальных признаков претензии. Например, в полученной претензии было указано неполное наименование юридического лица. Такой подход давал возможность «отодвинуть» подачу иска как минимум на месяц.

Поэтому в таких вопросах любая мелочь имеет значение.

Адвокат Андрей Корчевный
Андрей Корчевный
Адвокат, управляющий партнер.

☎ (073) 594-67-80

отправить вопрос